dbdd824810e11a88e0411433ee2

Экспортный коллапс и транзитные фантазии украинцев

Новость о том, что Украина присоединилась к инициативе Польши по созданию международного транспортного коридора Via Carpatia от Балтики до Эгейского моря, совпала с тремя другими сообщениями «в тему». «Укрзализныця» пообещала запустить регулярное сообщение по так называемому «Шелковому пути» в марте, хотя до Китая пока не добрался даже второй тестовый поезд. Из-за российского транзитного эмбарго наш экспорт в страны Азии упал на 60-80%. А сокращение украинского экспорта в целом, по мнению экспертов, в 2016 году составит 14,8% в товарном и 30% в денежном эквиваленте…

Пока новая демократическая полиция на платной основе сопровождает российские грузовики от украинско-белорусской границы в Ужгород, героически разгоняя активистов «Свободы», продолжающих фур-блокаду, власть плетет новые нити Ариадны, которые должны привести нас к всеобщей транзитной гегемонии в евроазиатском регионе.

3 марта в Варшаве была подписана декларация о строительстве международного транспортного коридора с севера до юга Европы с ответвлениями в направлении Украины и Беларуси под названием Via Carpatia.

Дорога Via Carpatia должна соединить территорию семи стран: Литвы, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции. Главный маршрут проходит от Клайпеды до Салоник через Кошице, Дебрецен, Тимишоару, Софию.

Впервые этот маршрут начали обсуждать еще в 2006 году. В программе «Трансграничного партнерства на 2011-2013 годы» уже упоминалась автомагистраль S19, которая является частью общеевропейского маршрута Via Carpatia. В конце 2015 года Польша сообщила о намерении построить дорогу, которая будет начинаться у литовской границы (Будзиско), проходить через Сувалки, Белосток, Люблин, Жешув (Польша) и заканчиваться на границе со Словакией (Барвинек). В Румынии и Болгарии предполагается строительство двух ответвлений – в сторону портового города Констанца и к границе с Турцией.

Украина может участвовать в проекте как ответвление: часть автомобильной трассы пройдет через нашу часть Карпат. Если пройдет, конечно. Но подписанные документы вовсе не означают, что дорожные работы начнутся уже завтра, а деньги выделят сегодня. Via Carpatia – как «Южный поток»: реализация идет медленно, а может и вообще приостановиться.

Точно так же, как и договор об экономическом сотрудничестве, который Украина и Иран подписали 7 марта. Точнее, не договор, а меморандум о взаимопонимании по итогам V заседания Межправительственной украинско-иранской совместной комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству.

Где-то в середине текста сказано, что, помимо всех остальных форм сотрудничества, «Иран готов к транзитной перевозке товаров из Украины в страны Центральной Азии, Афганистан и другие страны региона. А также выразил готовность работать с Украиной в направлении развития комбинированных перевозок с использованием коридора «Персидский залив, Иран (Астара и Каспийское море) – Черное море, европейские страны». Короче, практически пообещал вписаться в «Шелковый путь», который также является не нашей инициативой, а Казахстана, с целью перевозить товары из Китая в Иран и обратно. Мы об этом много писали.

Как известно, первый тестовый поезд для экспериментальной отработки маршрута экспорта товаров в обход российской территории через Грузию–Азербайджан–Казахстан и два парома, Украина запустила 15 января. 1 февраля поезд достиг станции Достык Казахской железной дороги – конечной точки маршрута. Путь занял 17 суток, вместо 12-ти запланированных. Сейчас тем же неизведанным путем ползет второй контейнерный поезд, груженный консервами и стройматериалами. И тоже явно не торопится.

Впрочем, продолжительность и дороговизна нового маршрута не смущают «Укрзализныцю»: как заявил в интервью LB.ua и.о. главы ПАО Александр Завгородний, Транскаспийский транспортный коридор из Европы в Китай начнет полноценно работать в начале весны. А для удешевления тарифов Украина намерены запустить по маршруту два собственных парома.

«Как такового старта еще не было. Был тестовый поезд, чтобы оценить ситуацию – где и какие существуют проблемы или ограничения. Запуск движения поездов мы планируем в марте. Когда «Шелковый путь» заработает, мы сможем доставлять груз из Китая до границы с Польшей за 11 суток. Практически то же время состав тратит на движение через Россию», – отметил Завгородний.

В украинском правительстве также ожидают присоединения к проекту Туркменистана и его развития в направлении поставок топлива, в частности, сжиженного газа и нефтепродуктов.

Кроме того, «Укрзализныця» заявила о возможности перевозок грузов поездом «Викинг» из Китая в Европу. Соответствующий протокол был подписан в ходе совещания руководителей железных дорог Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины еще 11 сентября 2015 года в Одессе.

Впрочем, прежде чем изобретать логистику в стиле «Вокруг света за 80 дней», стоит подумать над главным вопросом: что, куда и по каким ценам мы собираемся продавать? Ибо дорогой и неконкурентоспособный товар на мировом рынке не купят, даже из глубокого сострадания к бедняжке-Украине. А дешевым при таких затратах на энергоносители, транспортировку, налоги, коррупционные выплаты и прочее он быть не может. Не удивительно, что, по данным Минэкономразвития, в 2015 году экспорт сократился на 30% с лишним. И в этом году лучше не будет.

Издание Hubs приводит мнения признанных экспертов, согласно которым, учитывая мировые цены и снижение потребления, экспорт из Украины в 2016 г. сократится в денежном выражении, по разным оценкам, на 20-30%. При этом продукция АПК и пищепрома будет занимать в общей структуре 40%, продукция ГМК – 22%, минеральные продукты и продукция химический промышленности – 11%, продукция машиностроения – 12%, другие продукты – 15%.

Один из самых опытных чиновников экономического блока, бывший первый заместитель министра экономики Анатолий Максюта, покинувший правительство, не дожидаясь люстрации, представил свой собственный прогноз в статусе главы Института общественно-экономических исследований. Он предсказывает сокращение украинского экспорта в 2016 году в «товарном измерении» на 14,8% и резкое снижение цен на основные продаваемые за границу номенклатурные позиции.

Максюта напомнил, что 38% экспорта из Украины приходится на зерновые культуры и черные металлы. «Ожидается, что мировые цены на эти товары уменьшатся. По последним данным Всемирного банка, среднегодовая цена на черные металлы упадет на 15-20%, а на зерновые культуры – на 10-15%», – сказал он.

Таким образом, прогноз Hubs о падении поступлений от экспорта на 20-30% и прогноз Максюты по сокращению объемов и снижению цен выводят на одну и ту же итоговую формулу: здравствуй, пушистый северный зверь.

Любопытно, что такое положение вещей повергает в изумление свидетелей секты «евроинтеграционного покращення». У них в голове не укладывается, почему наши товары в Европу «не лезут», как мы их туда ни впихивали.

Цитата из «Европейской правды»: 

«И если резкое падение экспорта в страны СНГ (и в первую очередь – в РФ) было ожидаемым, то продолжающийся второй год спад в ЕС вызывает вопросы.

Напомним, падение украинского экспорта в ЕС началось во второй половине 2014 года и стало результатом блокирования работы предприятий востока страны. Это не позволило воспользоваться преимуществами, которые украинскому бизнесу давали автономные преференции ЕС.

Еще год назад спад экспорта в ЕС казался недолговечным – украинскому бизнесу было необходимо время для налаживания новых контактов. Прошел год – и спад экспорта в ЕС составил 24%.

И это на фоне девальвации гривны, которая должна была сделать украинскую продукцию еще более конкурентоспособной!

Почему же эта логика не срабатывает?». 

Кто-то скажет, мол, с Европой не получилось, попытаем счастья на других рынках. Но северный пушистый зверек подстерегал нас и тут в виде российских санкций (ограничения транзита в Республику Казахстан) и снижения спроса на наш сельскохозяйственный товар. Далее две новости, не требующие комментариев.

Первая. В январе 2016 года из Украины было экспортировано 1676 тыс. тонн кукурузы, что на 11,5% меньше, чем в январе прошлого года. За четыре месяца сезона экспорт кукурузы сократился на 9%. Так, с октября по январь Украина экспортировала 7244,7 тыс. тонн кукурузы против 7914,7 тыс. тонн за аналогичный период прошлого маркетингового года.

Вторая. Запрет России на транзит украинских грузов через территорию страны (скажем прямо, в ответ на наши санкции, – автор) привел к падению экспорта Украины в азиатские страны в три-четыре раза в январе-2016 по сравнению с январем 2015 года.

Экспорт украинской продукции в страны Средней Азии и Кавказа упал более чем на 60-80% в январе 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Не удивительно, что в общую картину логично вписывается и третья новость: морские порты Украины, согласно оперативным данным ГП “Администрация морских портов Украины” (АМПУ), в январе-феврале 2016 года сократили перевалку грузов на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года – до 19,989 млн. тонн.

В этих условиях, говорят эксперты, что Via Carpatia, что «Шелковый путь», что «туннель от Бомбея до Лондона» (из «Покаяния» Абуладзе, – автор) Украину абсолютно не спасают. Компенсировать падение экспорта перевозкой чужих товаров не получится: с тех пор, как наши патриоты освоили разбойничий промысел блокады дорог, любой здравомыслящий перевозчик, даже не российский, сто раз подумает, прежде чем соваться в Украину. Поэтому транзитные фантазии так и останутся фантазиями, пока мы не начнем возвращаться к жестким реалиям бытия.

Источник: Егор Смирнов, Версии

Share




    © 2005-2014 «Гражданская прокуратура Украины»

    Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.prokuratura.org.ua и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки.

    Контакт: [email protected]

    >