bank_46706_img_330x280_18343

Аптечный триллер от Супрун

C 1 февраля в Украине должен вступить в силу приказ Минздрава о регулировании цен на лекарства, которые входят в перечень так называемой реимбурсации. Вводится даже прямой запрет продажи препаратов по ценам выше, чем цена возмещения. Аптечное лобби доказывает, что это ошибочный подход, Минздрав называет фармацевтов мафией. На бытовом уровне это означает, что из продажи могут исчезнуть самые доступные лекарства от наиболее распространенных хронических болезней…

Итак, что собственно происходит на лекарственном фронте? Все началось с того, что премьер-министр Украины Владимир Гройсман захотел немного популизма и реформ в одном флаконе. В последнее время он то и дело повторял, что стоимость многих препаратов в Украине выше, чем в соседних европейских странах на 30-700%. Интересно, где он увидел в Европе такие дешевые лекарства? Там они реально дороже, чем у нас, просто многие больные получают их по рецептам со скидкой, да и произведены препараты не в Индии, соответственно, цена там равняется качеству. У нас же это разные вещи.

Так вот, начав с песни о том, какие в Европе дешевые лекарства, Гройсман перешел к припеву, что “введение референтных цен обеспечит справедливое ценообразование на рынке лекарств”. Особенно, если к референтным ценам добавится реимбурсация (компенсации за лекарства), на которую в бюджет 2017 года заложили, если не ошибаюсь, 500 млн. грн.

Звучит красиво, но реализовать на практике невозможно. Во всяком случае, уже пытались в прошлые годы, но ничего не вышло. Когда это еще обсуждалось осенью прошлого года, в прессе писали, что в предложенном Минздравом проекте схема выплаты компенсации выглядит следующим образом: врач назначает больному препарат, в аптеке по рецепту выдают лекарство либо бесплатно, либо с оплатой части его стоимости, а аптека получает компенсацию из госбюджета. Весь описанный механизм и есть та самая реимбурсация.

Но дальше возникли два вопроса: что компенсировать и по каким ценам? В упомянутой ноябрьской статье говорилось, что в Минздраве обещают создать национальный перечень основных лекарственных средств с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 22 международных непатентованных названий (МНН), по которым будет происходить возмещение стоимости лекарств.

Что касается цен, то осенью в Минздраве еще не могли ответить, по какой методике будут декларироваться цены на реимбурсируемые препараты и как будет рассчитываться цена их возмещения. “Вероятнее всего, формирование цен для целей реимбурсации станет частью новой системы референтного ценообразования, которая сейчас активно обсуждается на фармацевтическом рынке. Тем не менее, окончательного понимания, как будет выглядеть эта система, у участников рынка до сих пор нет”, – говорилось в публикации.

Прошло два с лишним месяца. Понимание ситуации в Минздрав не пришло, но решение там приняли: приказом №53 от 23 января 2017 года был утвержден Реестр предельных оптово-отпускных цен на 21 МНН лекарственных средств, стоимость которых подлежит возмещению в соответствии с постановлением КМУ от 09.11.2016 г. № 863.

Всего реестр содержит 89 позиций лекарственных средств, предназначенных для лечения сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы. Предельные оптово-отпускные цены на лекарства рассчитаны согласно Порядку расчета предельных оптово-отпускных цен на лекарственные средства на основе референтных цен, утвержденного приказом Минздрава Украины №1423 от 29.12.2016 г. Он осуществлен на основе данных о ценах на лекарственные средства, зарегистрированные в Польше, Словакии, Чехии, Латвии и Венгрии.

В чем суть конфликта аптечного бизнеса и министерства? Как пишут на профильных медицинских ресурсах, команда Ульяны Супрун определила референтные цены на препараты, исходя из минимальных цен в перечисленных странах. Бизнес настаивает, что метод референтного ценообразования, который чаще всего применяется в Европе, опирается на средние цены на лекарства в странах, вошедших в «корзину» референтных.

Более того, у нас модель референтного ценообразования вводится отдельно от реимбурсации, что противоречит европейской практике. Также противоречит европейской практике и запрет продажи препаратов по ценам выше, чем цена возмещения, который декларирует Минздрав, хотя документы Кабмина не содержат прямого запрета на продажу “референтных лекарств” по оптово-отпускным ценам, превышающим их предельный уровень.

Я не испытываю иллюзий по поводу нашего фармбизнеса. Они еще те жуки. Тем более в “золотые времена” АТО, войны и всего прочего. Только успевай продавать лекарства и считать деньги. Но то, что делает Минздрав, – это популизм чистой воды. Имитация борьбы с завышенными ценами, которая может обернуться бедой для простых граждан.

Но пиарщики сказали, что народу это должно нравиться, поэтому дивиденды получат сразу все участники спектакля – Минздрав, Минфин и Гройсман. Причем Минздрав и Гройсман – в моральной форме, а Минфин в материальной. Ведь не секрет, что затея с занижением референтных цен на лекарства, подлежащие реимбурсации, делается с одной целью: втиснуться в отведенные в бюджете 500 млн. грн. Так как Минфин отвечает за бюджет, это в его интересах.

А за что отвечает Супрун – за здоровье народа или за пиар премьера, она, кажется, еще не решила. Впрочем, как мы уже писали, пани Ульяна живет в своем специфическом мире внутреннего национального погружения, и всеми текущими вопросами занимаются ее замы и советники.

У скандальной темы с референтными ценами и реимбурсацией тоже есть “вагоновожатый”. Это советник Супрун по имени Иван Чурилович. Он присутствует на всех совещаниях по этим вопросам. А на последнем, которое состоялось 30 января под председательствованием министра Кабмина Александра Саенко, фактически подменял свою шефиню, снова ушедшую в астрал.

Честно вам скажу, если бы не этот “дядя Ваня”, я бы, может, и принял сторону Минздрава в конфликте с хитрож…ым бизнесом. Но тут еще вопрос, кто кого взует. Понятно, что на финише все участники конфликта взуют “маленького украинца”, но я имею в виду промежуточный этап. Так, похоже, “дядя Ваня” попытается взуть фармрынок.

Признаюсь, я не в курсе, откуда Чурилович появился в правительственных кабинетах изначально, но слышал, что Супрун его подсунул министр финансов Александр Данилюк (они типа приятели). До этого он работал советником Наталки Яресько, но якобы тоже по протекции Данилюка. Постоянно ошивался в окружении Сандро Квиташвили, точнее, его зама Игоря Перегинца. О Перегинце мы также писали, что, находясь в отставке, он реально управляет министерством через приставленную к Супрун заместителем министра акушерку Оксану Сивак.

Источники, знакомые с аптечной интригой, говорят, что цели всего этого мероприятия весьма меркантильные: вытеснить с рынка препараты, составляющие конкуренцию лекарствам, выпускаемым одним нашим крупным производителем, где собственники спрятаны за инвестфонды, фонды за оффшоры, а оффшоры – это слабость нашего Данилюка. Что должно получиться в сухом остатке? Ну, этот производитель наварит на повышении сбыта по рецептам, за которые положена компенсация из бюджета.

Сложно? Да, сложно. Запутанно? Ой, не говорите. Мне кажется, Гройсман тоже уже не рад, что ввязался в затею, и не против отодвинуть начало проекта, скажем, до 1 апреля. Во всяком случае, его человек Саенко уже запланировал на сегодня еще одно совещание, где должно рассматриваться заявление бизнеса о добровольном участии в программе реимбурсации.

А пока на всякий случай запаситесь препаратами, без которых вы не можете жить, если найдете их в этом перечне (взято с сайта “Аптека”). Позаботиться о себе, любимом, лучше до того, как проявить заботу решила власть. Доказано практикой существования.

bank_49548_99399

P.S. Как мы и предполагали, затею с референтными ценами на лекарства, подлежащие реимбуксации (чуть язык не сломал, пока диктовал фразу коллегам, — автор), Кабмин перенес с сегодняшнего дня на 1 апреля. Это правильно. Все инициативы Супрун надо вводить в День смеха, так же называемый как «день дураков».

Источник: Егор Смирнов, Версии

Share




    © 2005-2014 «Гражданская прокуратура Украины»

    Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.prokuratura.org.ua и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки.

    Контакт: [email protected]

    >