train

Болтологика «Укрзализныци»

Как «Укрзализныця» и судья убеждали детективов НАБУ, что потеря десятков миллионов государственных гривен — это нормально.

Некоторые думают, что талант менеджера госпредприятия заключается в том, чтобы поднять прибыли этого предприятия. Это не так.

На самом деле ценят тех менеджеров, которые умеют нанести ущерб родному предприятию, но незаметно.

Один из квестов, которые должен пройти такой менеджер — это купить товар по полторы гривны, когда его цена — гривна. Расскажем, как это делается на практике.

Итак, «Укрзализныця». 2015 год. Эпоха к «Прозорро». Правления «УЗ» под руководством Евгения Кравцова начинает операцию «правильного использования» 152 млн грн.

Толчком для этого стали неудачные открытые торги госпредприятия «Укрзализнычпостач» (которое тогда закупало все для «Укрзализныци») на поставку болтов, гаек и шайб для шпальных креплений.

В сентябре 2015 году на торги ожидаемой цене 31,24 млн. грн. пришли фирмы «Инкомм» и «АЛЕВАРУС» с ценами, приближенными к ожидаемой стоимости. Но поперек этой пары, которая символизировала пул блатных поставщиков железной дороги, пришла фирма «Аконит-ДС» с продукцией завода «Северсталь» с ценой в 20,28 млн. грн.

Однако поскольку, напомним, талант менеджера заключается в том, чтобы не покупать дешевых вещей за государственные деньги, тендер отменили. С классическим формулировкой: за «отсутствия дальнейшей потребности в закупке».

Однако, как только «незапланированная фирма» пошла грустная домой, потребность снова появилась. Правда, теперь таким образом, чтобы уже никто не мешал чиновникам из «УЗ».

Логика менеджеров была такова: «Мы на что отменили торги? На болты, гайки, шайбы (которые называются одним словом — метизы). А если увеличить их количество до 76 млн грн., и еще смешать их в одной закупке с другими элементами крепления шпалы (накладки, втулки и т.д.) еще в 73 миллиона, то это же другой предмет закупки, не так ли?»

И чтобы уже железобетонно обезопасить себя от надоедливых залетчиков, которые в 2015 году поверили в идеалы Майдана, профессионалы «УЗ» решили вообще обойтись без открытых торгов.

Использована была такая схема. Закупку по «новому» предмету закупки решили оформить через госпредприятие «Управление промышленных предприятий Укрзализныци». Которое в ноября 2015 года без тендера заказало крепления на 152 млн грн. у еще одного предприятия «Укрзализныци» — ЗАО «Коростенский завод железобетонных шпал».

В свою очередь Коростенский завод также без торгов заказал крепления в нескольких вполне приличных производителей — «Азовстали», «Енакиевского метзавода», «Днепропетровского стрелочного завода», «Дружковского метизного завода» и «Северстали».

А вот метизную часть, которая, напомним, выросла до 76 млн., провели через группу братьев Дубневичей — народных депутатов из БПП, известных тесным сотрудничеством с членом правления «Укрзализныци» Сергеем Михальчуком. Метизы с Дружковского завода на 46 млн грн. провели через «Корпорацию КРТ», болты Магнитогорского комбината на 26 млн грн. провели по цепочке Россия — «Евромост» — «Лембуд» — ООО «Арго». Продукцию еще на 5 млн грн. провели через фирмы «ПРОМСТРОЙПУТЬ» и НПФ «Колея».

То что российские болты даже не заезжали на Коростенский завод, а сразу попали в железнодорожные депо, не смутило ни руководителя «УПП УЗ» Владимира Харлана, ни главного инженера департамента путей и сооружений УЗ Василия Яковлева (также до 1 сентября 2015 был помощником нардепа Дубневича ), ни руководителя этого департамента Юзефа Туле, ни самого Михальчука. А это же все-таки означает простой факт — Коростенский завод даже квазиформально не мог быть производителем метисов, которые даже не ночевали в одном вагоне с настоящей продукцией коростенцев. Следовательно через госзавод в этом случае нельзя было проводить безтендерные закупки.

заявка-пропозицыя-аконит специфікація-упп-уз

Но провели. Да еще и по невероятной цене, которую сформировали на базе дорогого предложения из предыдущих, отмененных торгов. А это — до 61% лишней «дельты» от 76 млн., выделенных на метизы. Вот подсчеты «Наших денег» на основании документов — отторгнутого предложения «Аконит» и цены метизов в соглашении «УПП УЗ» и Коростенского завода:

Снимок экрана 2017-06-16 в 12.26.05

Это была осень 2015 года. Новорожденное НАБУ только начинало свою работу. Однако уже через несколько месяцев оно возбудило производство №52016000000000089, в котором была куча разных эпизодов по подозрительным закупкам «Укрзализныци» (например, эпизод по стрелочным переводам, которые железной дороги за 226 млн грн. Продал не производители, а также группировки Дубневичей).

Вскоре детективы все поняли о метизной «дельте» и зафиксировали миллионные убытки для государства. Но чтобы довести воров до тюрьмы, надо доказать в суде незаконность перевода закупки на «УПП УЗ» для ликвидации открытых торгов. Ведь по мнению железнодорожников «СРП» в отличие от «Укржелдорснаба» занимается хозяйственной деятельностью, а потому не является заказчиком в понимании закона о госзакупках. То есть покупает что хочет и за сколько хочет. Ведет, так сказать, бизнес.

Поэтому НАБУ в конце 2016-го обратилось в Хозсуд Киева с требованием признать недействительным договор между «УПП УЗ» и Коростенским заводом.

Коротко о юридических тезисах иска:

  • «Управление промышленных предприятий Укрзализныци» — родной для «Укрзализныци»;
  • из устава «УПП УЗ» очевидно, что у него есть две разные цели — удовлетворять потребности железной дороги и вести коммерческую деятельность;
  • проведения закупки креплений, тем более у аффилированного предприятия — это и есть удовлетворение потребностей железной дороги, а никак не коммерческая деятельность, потому что госпредприятие вообще ничего не делало кроме пересылки бумажек и перечисления средств от железной дороги до Коростеня. Тем более, что от производителя крепления ехали по направлению в депо. И в этом месте НАБУ подстраховалось разъяснением Министерства экономического развития, которое и контролирует вообще все тендерную жизнедеятельность Украины;
  • и вообще коростенцы отнюдь не являются производителями российским болтов (к которым еще и вагон и маленькая тележка вопросов по сертификатам) поэтому проводить закупку без тендера «УПП УЗ» не имело права, а потому и соглашение с Коростенем — незаконно и противоречит интересам государства.

Запахло жареным. И «Укрзализныця» выставила в суде контрбатарею аргументов и умолчаний:

  • НАБУ вообще не имеет права на иск;
  • «УПП УЗ» ведет именно коммерческую деятельность и это подтверждается тем фактом, что «Укрзализныця» (внимание!) Своим приказом от 2 ноября 2015 установила наценку на элементы скрепления при реализации предприятиям железнодорожного транспорта в размере 0,6%, а это уже коммерческий доход «УПП УЗ».

Другими словами: железная дорога приказала зашить в цену закупки еще дополнительные деньги и назвала их коммерческой прибылью. А на основании этого приказала считать свою «прокладку» предприятием, ведущим коммерческую деятельность, которое в этом статусе могло не проводить открытые торги. Кстати, по официальной легенде тендеры ставят госпредприятия в невыгодное положение по сравнению с частными фирмами (это долго, хлопотно), а потому для определенной прослойки госпредприятий закон  позволяет не проводить открытые торги.

Поэтому в суд попала четкая история с испарением десятков миллионов народных денег по простой Двухходовая схеме.

Однако, как утверждает Закон, судьи принимают решения основываясь не только на фактах, но и основываясь «на внутренних убеждениях». Мы не знаем, кто убеждал судью, однако в конце он решил, что заработать 0,6% маржи от своего владельца, переплатив за товар до 61% — именно это и является той коммерческой деятельностью, которой должны заниматься государственные предприятия. И убеждение судьи Ростислава Сташкива не поколебало даже разъяснения МЭРТа.

В иске есть еще одна часть. В ней говорится, что Укрзализныця по ходу решила увеличить соглашение с 151 миллиона еще на 10, и сделала это руками руководителя «УПП УЗ» Харлана. НАБУ указывало, что он не имел права подписывать соответствующие документы. Железная дорога подтвердила — человек действительно не получил вовремя разрешения. Однако поскольку сама она претензий к действиям своего менеджера не выказывала, то, значит, все нормально. Внутреннее убеждение судьи и на этот раз сыграло на стороне «УЗ», что в конце привело к решению признать законной сделку железной дороги, по которой по меньшей мере 76 млн. прокачали с «дельтой» в 67%. А если Апелляционный хозсуд 20 июня завершит это дело, то в нескольких офисах смогут наконец выпить дорого шампанского.

К слову. Забавно, что, когда залетные незапланированные фирмы пытаются прорваться со своей дешевой продукцией к госпредприятий «УЗ» — менеджеры «Укразлизныци» делают ту же схему, только наоборот.

Потренировавшись в 2015 году на безтендерных закупках, в апреле 2016-го правление «Укрзализныци» (Кравцов, Михальчук, Марина — за, немец Хофсаесс — воздержался) обычно перебросило закупку метизов на «СРП» (новое название «ЦУП»). Единственное отличие — теперь кроме Коростенского завода часть подряда провели через государственный «Гниванский завод спецжелезобетона». Но руководители этих заводов, поняв, что их используют в чужих сделках, решили провести свои маркетинговые исследования, и держали предложения от других поставщиков, которые были почти на 50% процентов дешевле.

На совещании у Михальчука они передали официальное письмо с предложением поставлять метизы опять же в полтора раза дешевле (вместо 93 млн. грн. Предлагалось за 63 млн. грн.). И здесь железная дорога очень мило спалилась. Почитайте этот кусок письма Харлана о том, что получение более низкого предложения не позволяет железной дороге определить реальную цену, а потому закупку отменяют и возвращают на открытые торги.

Однако если вы успели порадоваться, что железной дороге хоть на открытых торгах удалось получить справедливую цену — это лишнее. Этот тендер «ЦУПа» отменили, требуя от поставщика нотариально удостоверять оригиналы документов печатью нотариуса,  что оригинал является оригиналом. И параллельные торги через через филиал «Центр обеспечения производства» тоже прошли «правильно». Там метизы выделили, но смешали их с другими болтами, которых не было в линейке товаров других поставщиков.

И при отсутствии настоящих конкурентов формально «открытые» торги цене 110 млн. получила уже знакомая читателям «Наших денег» фирма «Максмед Интернешнл» …

Но что тут поделаешь. Если украинские судьи считают, что именно так и должна выглядеть коммерческая деятельность с государственными деньгами.

Источник: «Наші гроші»

Share




    © 2005-2014 «Гражданская прокуратура Украины»

    Републикация материалов: для интернет-изданий обязательной является прямая гиперссылка, для печатных изданий - по запросу через электронную почту. При републикации в электронных изданиях в каждом случае использования вставлять гиперссылку на главную страницу сайта www.prokuratura.org.ua и на страницу размещения соответствующего материала. При любом использовании материалов не допускается изменение оригинального текста. Сокращение или перекомпоновка частей материала допускается, но только в той мере, в какой это не приводит к искажению его смысла. Редакция не несет ответственности за достоверность рекламных объявлений, размещенных на сайте а также за содержание веб-сайтов, на которые даны гиперссылки.

    Контакт: [email protected]

    >